Вновь вернуться к
этой теме меня побудил фильм Людмилы Гордон «Право на память» о безвременно
ушедшем 18 декабря прошлого года Арсении Рогинском, который в течение 28 лет был
руководителем Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества
«Мемориал». 4-я глава этого фильма так и называется – «Мемориал». С 1 час. 06
мин. 10 сек. демонстрируются редкие документальные кадры огромного количества
людей, которые 30 лет назад стихийно, «снизу» сформировали общественно-политическое
движение «Мемориал». Показательны лозунги, которые держат люди: «О сталинизме –
всю правду!», «"Мемориал" – нет сталинизму!», «Преступление сталинизма –
преступление против человечества».
Однако инициаторы движения не знали, что с
ним делать дальше. В стране не было прецедента подобного движения, которое на
Западе известно как «a grassroots movement». Поэтому, по словам Рогинского, «это движение было решено как-то
структурировать, возникла идея общественной организации, общества "Мемориал"».
Рогинский признаёт,
что это был «трудный момент в России, трудный момент, когда что-то, возникшее «снизу»
и в общем совсем неформальное, надо формализовать». В октябре 1988 года состоялась
учредительная конференция, на которой присутствовали представители 200 местных организаций.
Рогинский вспоминает о своей речи на этой конференции, в которой он, в отличие
от большинства, говорил не о злободневных политических проблемах, а о том, что «надо
научиться писать карточки, чтобы правильно писать имена. Мы все говорим слово «лагеря»,
но не знаем, где были эти лагеря, мы не знаем, какие это были лагеря. Мой
призыв был один – к чёрному труду. Потом-то оказалось, что чёрный труд и есть
главное дело "Мемориала"...». Одним словом, организация была создана, с помощью
М.С. Горбачёва зарегистрирована и стала именоваться Всесоюзным добровольным
историко-просветительским обществом «Мемориал». С этого момента «Мемориал» как некоммерческая
организация получил путёвку в жизнь, а общественно-политическое движение не
просто сошло на нет, а исчезло...
Здесь мы выходим
на до сих пор запретную в российском общественном дискурсе тему о кураторах и
негласных сотрудниках КГБ. Уже тогда было понятно, что они сыграли огромную
роль как в инспирировании общественного энтузиазма перестройки, так и в его
последующем угасании. А в 1990-е годы на поверхность в качестве лидеров общественного
мнения вышли уже вполне проверенные люди. Сеть штатных и внештатных сотрудников
спецслужб была нужна не только для того, чтобы «прикрыть» «гласностью» и
«свободой» разбазаривание государственной собственности, но и закрепить её во
владение новых людей, встать на страже интересов правящей корпорации. В
результате как само собой разумеющийся факт воспринималась роль генерала Филиппа
Бобкова в создании информационной «империи» Владимира Гусинского или генерал-майора
Алексея Кондаурова в компании «Юкос». Последний до сих пор выступает на «Эхе
Москвы» в качестве эксперта. Эта тайная инфраструктура советской, а ныне
российской власти, как раковая опухоль, проросла своими корнями в обществе и
представляет собой гигантскую проблему не только для самой России, но и для
всего мира.
Некоторые люди
уже в конце 1980-х – начале 1990-х годов осознавали, что происходит. Однако,
как справедливо писал Сергей Григорьянц, «им не давали ни радио, ни телеэфира,
не брали у них многочисленные интервью... И я рад...что оказался с той тысячей
"забытых" диссидентов, с теми, кто видел и понимал, что же на самом деле
происходит в стране...». А вот недавнее свидетельство Владимира Рыжкова о
сегодняшнем времени: «Думаю, что когда-нибудь, если мы не доживём, наши дети
доживут, откроются архивы, и мы увидим, какое количество агентов и провокаторов
внедрено. Я был, к счастью, не участником, но свидетелем очень многих
конфликтов на ровном месте, очень многих грязных провокаций на ровном месте. Я
не хочу называть никаких фамилий, но очень многие люди у меня под подозрением»...
После распада
Советского Союза, с 1992 года «Мемориал»
получил статус международной организации, а также стал выполнять правозащитные
функции. Рогинский считает, что «Мемориал»
просуществовал так долго потому, что его идеология сочетает тему памяти
с темой прав человека. В оценке происходящего в России в последние годы герой
фильма подчёркнуто дипломатичен, квалифицируя его как «трудные сегодняшние
обстоятельства». Лишь в отношении нынешней пропаганды он говорит, что она
похожа на сталинскую, но обходит тему присвоения «Мемориалу» ярлыка «иностранного агента»,
хотя это произошло ещё при его жизни.
Фильм
заканчивается печальным признанием, что при всей той огромной работе,
проделанной «Мемориалом» по сохранению памяти репрессированных, ему так и не
удалось донести до сознания россиян смысл террора как инструмента
государственного управления страной, как преступления Государства против
Человека. А если не понять этого, – говорит Рогинский, – то «всё так и
останется на этой ленточке сочувствия жертвам (все ставят свечки)», на
восприятии этого террора как своего рода «средневековой эпидемии», пронёсшейся
по стране.
Сегодняшняя
политическая ситуация в стране не даёт оснований для оптимизма. Уже понятно,
что «Мемориал» обречён и дальше играть
по правилам Кремля. Это означает действовать в рамках подписанной 15 августа
2015 года премьером Медведевым «Концепции государственной политики по
увековечению памяти жертв политических репрессий», утверждённой президентом
Путиным. Бороться со сталинским прошлым, не замечая нового издания сталинизма в
путинской России.
Нельзя бороться со сталинским прошлым, не борясь в то же время и с "матрицей", поскольку сталинизм есть наиболее концентрированная (из доселе виденных) сущность этой "матрицы".
ОтветитьУдалитьСтатья то отличная!
ОтветитьУдалитьСтатья об тех,дискредитировавшими и в значительной степени способствовавшим уничтожению демократического движения в России,об обличностях в прошлом хороших но очень недалеких и тщеславных, когда-то исполненных лучших намерений.
Принявших участие в уничтожении основной опоры российской демократии — миллионного движения «Демократическая Россия» и важнейшей части «Мемориала», как общественно-политической организации.
В те годы — лидера и силы организующей всю российскую интеллигенцию в их борьбе за демократию в России,а также и в уничтожении «Русской мысли» и последней из них – «Гласности».
Мнда
Сами, всё сами уничтожили,в .чем признать отказываются по прежнему.
И продолжаются имитация оппозиционных движения, и игры...,и заигрывания... .
Об отсутствии правового государства:
- А от куда ему взяться?
- А если об истоках национального деспотизма поговорим...?
- Русь и Орда: союз или иго?
- Когда начался Мордор...?
- Особая высоконравственная духовность?
- Генетическое влияние зоны?
- Неистребимый имперский синдром?
"Чего ни спохватишься – ничего-то у вас нет!"
М. Булгаков
Эпилог.
Сегодня ЭТОТ народ в массе любит власть и без ГУЛАГа.
Сегодняшний россиянин, портрет маслом: на иномарке, обязательно в импортных шмотках, отдыхающий в Турции, в Европе или в Штатах, в Сочи или Геленджике, в Крыму (а чё такого?), и притом - ненавидящий Запад.
Сегодня никто никого не принуждает цеплять колорадскую ленточку на свой долбанный автомобиль, даже на детскую коляску — сами цепляют, не замечая, как двусмысленно символ победы выглядит.
Такая вот всеобщая клоунада.
Более того, страшнее то, что подавляющее бОльшинство сидит себе дома и исповедует - Крымнаш, совершенно добровольно, наедине с собой и телевизором, в уютном семейном кругу, по зову сердца, безо всякого давления и безо всякого стимулирующего страха.
Смотрят телеящик, бомбежки российскими бомбами..., прям как отчеты по надоям молока... .
Они, эти люди, не прошли через мясорубку страшного террора.
Они имеют опыт уже постсоветской жизни, у многих загранпаспорта и выход в Интернет, но притом они уже готовы нести по улицам лозунги «Ура, вставанию с колен, и смерть пиндосам!».
У этих самых, в принципе, в период конце 80-х и в самом начале 90-х был маленький шанс стать нормальными людьми, войти в круг нормальных наций мира.
Но нет, они по доброй воле выбрали сталинизм-2 и бредни о новом имперском величии.
Зная ВСЁ о Сталинском терроре, об карательной советской психиатрии, и об других прелестях террора и дискриминации, наши современники его оправдывают, явно надеясь, что новый террор персонально их не затронет.
То есть, они, согласны на репрессии:
Если ДРУГИМ будут ломать судьбы; если ДРУГИХ будут гнобить, мучить и убивать.
И как быть с скелетами, которых в каждом шкафу, почти каждой семье, из совка, у некоторых таких "скелетов" разберется с добрый десяток (может больше)....
А Наиболее достойных - традиционно убивали, самых опасных для режима, во все времена, убивали или ломали морально, через детей и близких к таким подбирались.
...Вот такое замечательное российское население сегодня.
Владимир
"Анонимный : ...Сегодня ЭТОТ народ в массе любит власть и без ГУЛАГа. ...
УдалитьВот такое замечательное российское население сегодня.
Владимир"
Любоначалие там искони, а не только сегодня. И не вчера и не позавчера это началось, с короткими перерывами на разинщину, пугачевщину, и гражданскую войну. Но так как эти перерывы не были антиматричными, то и сбылись над ними слова Льва Толстого: "они побунтуют, потом образумятся, и начнут просить себе в цари хоть какого-нибудь Николая Первого".
"Уже тогда было понятно, что они сыграли огромную роль как в инспирировании общественного энтузиазма перестройки, так и в его последующем угасании."
ОтветитьУдалитьКак это?
Начните читать с начала абзаца, продолжайте дальше и всё поймёте. :)
УдалитьДля меня всегда было загадкой, как руководители таких организаций, как Мемориал и другие правозащитные, вроде демократические организации, а руководители всегда несменяемые, сидят до самой смерти... а говорят о сменяемости власти в России... Загадка...
ОтветитьУдалитьНу, вы же видели как Людмила Алексеева целует руки Путину. Хотя это можно отнести к старческому маразму, тем более следовало общественности принять меры по... Но где она, общественность?
УдалитьВладимир, выше, всё правильно описал...
Ну а что делать? Бомбы бросать?
ОтветитьУдалить"Serge Mitrofanov : Ну а что делать? Бомбы бросать?"
УдалитьБесполезно ("не на стогнах, а в головах"). А вот ноги делать можно бывает и с пользой.
Если это все спецоперация, так надо нам всем дать ордена, которые нельзя показывать и занести в чекистскую Книгу Почета, я щитаю :)
ОтветитьУдалитьА в чем смысл орденов, которые нельзя показывать? Если с них ещё какой-то навар есть, тогда конечно...
УдалитьГригорий прав: для быстрого результата поможет только бегство из матрицы. Но этот способ только для достаточно молодых и достаточно креативных. Остальным прозябать в стаде до конца жизни. Иждивенцы нигде не приветствуются.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьЭтот способ прежде всего (и вообще-то, только) для тех, кто "отщепился". Остальные свою матрицу с собой таскают.
УдалитьРазумеется. Это обязательное условие.
УдалитьНикакой особенной креативности для этого не требуется. А вот work ethic требуется, это точно. Пара миллионов эмигрантов первой волны отнюдь не были, и быть не могли, поголовно Эйнштейнами. Эйнштейны редки по определению. Попав на Запад, они с необходимостью начинали весьма снизу. (например, хотя бы garment district в городе Нью-Йорке). Но они (некоторые из них) смогли дать хороший старт их творческим детям. Вот, скажем, Герберт Чарльз Браун (1979 Нобель по химии за химию органоборанов), из вики биографии на него: "Brown was born Herbert Brovarnik in London, to Ukrainian Jewish immigrants from Zhitomir, Pearl (née Gorinstein) and Charles Brovarnik, a hardware store manager and carpenter. His family moved to Chicago in June 1914, when he was two years old."
УдалитьПредставление о том, что энтузиазм народа, вызванный перестройкой, был во многом инспирирован КГБ, игнорирует реальность. Энтузиазм был действительно вызван перестройкой - что в этом удивительного? Зачем еще эта конспирология? А с угасанием энтузиазма - все еще проще. Отсутствие реальных результатов на фоне бесконечных разговоров неизбежно вызвало разочарование безо всякого КГБ. Существуют спонтанные процессы, никем не инспирированные ни в какой мере. Представления о том, что кто-то мог инспирировать вполне естественные процессы, свойственны скорее самому КГБ. Как спрашивал товарищ Сталин после овации, устроенной Ахматовой: "Кто организовал вставание?"
ОтветитьУдалитьOleg Zaslavskii, ну, кегеблы из принципа стремятся быть и пролезть везде - у них натура такая. Вопрос можно ставить только о степени их там участия, не об его факте.
УдалитьПонимаете, Олег, «энтузиазм был действительно вызван перестройкой», но, лишь, потому, что «народ» надеялся работая как при Советах жить как на Западе. Поэтому «кегеблам» не понадобилось прилагать больших усилий, чтобы «организовать угасание». Народ сам стремится угадать желание власти. Вот, в случае со вставанием перед Ахматовой не угадал. Всего лишь!
Удалить"MsRobertPot9
Удалить...потому, что «народ» надеялся работая как при Советах жить как на Западе."
Бездельничая , как при Советах. В союзе я злостно сачковал даже и по советским меркам. В США я десятилетиями пахал так, как Стаханову и спьяна не снилось. Но мне проще было - я отщепенец.
Угу. "Не удалось донести до сознания россиян". Помилуйте, а если человек не хочет чтобы ему чего-то доносили, он, получается, не нормальный?! Как говорит Григорий, "заключенный матрицы"? Жизнь в России всегда была не простая, если уж умные и серьезные люди хотят о России чего-то знать. Возможно, это очень трудно понять никогда здесь не жившему, душа человеческая, спасаясь от греха и насилия, неизбежных спутников тоталитарной системы, словно укрывается в подземелье. И там в потемках, люди привыкают реагировать лишь на признаки. Это очень сложный выбор, когда сама жизнь постоянно провоцирует тебя выбирать по совести или по выгоде. Каждый день, замечу. А строгим учителям хочется, чтобы люди в подобных обстоятельствах освоили сложное содержание.
ОтветитьУдалить"Мемориал" совершил очень важную работу - то, о чем нужно было сказать, было своевременно сказано. В том смысле, что нашлись смелые и отважные люди. И в этом суть исторического процесса. Другое дело, что общественная работа не сочеталась с политической в том смысле, что участники подобного рода движений не стремились занимать выборные должности, и не заполняли СОБОЙ все этажи представительства. Они не стали не то что всей властью - Россия очень большая и сложная страна, - а хотя бы какой-нибудь ее заметной для других частью. Ни тебе губернаторов, ни мэров городов, ни членов правительства... Общественное движение - да. Но в чем оно политическое-то?! В России очень специфичное представление о политике - здесь считают, что заниматься политикой это непосредственно участвовать в процессе принятия решений. Высказываться по тому или иному поводу - это у нас по уголовному законодательству...
"...Помилуйте, а если человек не хочет чтобы ему чего-то доносили, он, получается, не нормальный?! Как говорит Григорий, "заключенный матрицы"? ..." -????
УдалитьСамоцитируясь, "Отщепенцами не рождаются, отщепенцами становятся". Можно говорить о механизмах этого становления - Зиновьев полагал, что общество само выдавливает (при этом выбирая) людей на роль отщепенцев, т.е. что отщепенство в какой-то мере принудительно; я думаю, что этот механизм не единственный, и что добровольный уход в отщепенство тоже возможен, и вполне реалистичен. Плюс полный спектр между ними. Т.е. НЕ СТАТЬ отщепенцем - дело добровольное. А добровольцев-заключенных не бывает.
Дружище, у меня после "Возвращения имен" состоялся разговор с председателем старейшей демократической партии. Так получилось - не специально - что всю многочасовую очередь мы простояли в трех шагах друг от друга. И уже в офисе за чаем состоялся интереснейший разговор на тему, заметим, так называемой "матрицы". Разговор шел о кризисе в системе российского образования. Я говорил, что большевики, создавая советскую среднюю школу и сами того не сознавая, привнесли в нее элементы дворянского воспитания. И это сработало! По крайней мере ни для кого не будет шоком узнать, что основной задачей школьного образования в позднесоветскую эпоху было отнюдь не подготовка строителя коммунизма, в это никто уже не верил, а формирование разносторонне развитой личности. И среди прочего гражданина своей страны, а, например, не всего мира - что и вызвало возражение моего собеседника, к слову, кандидата педагогических наук. И тут я вспомнил Григория из коментаторов блога Ирины Владимировны. "А что же они валят из страны сотнями тысяч вместо того, чтобы испытывать ответственность гражданина менять ее?". На том разговор и прекратился. Так что, Григорий, большой вопрос, кто создает "матрицу" - те, кто остался, или свалившие. Nothing personal.
Удалить:)
Дорогой вы мой, меня, конечно, вспоминать можно (хоть к ночи и не рекомендуется), но заканчивал я Вторую физмат, а не "советскую школу". В какой мере Вторая физмат была советской - вопрос тот ещё. ЦК КПСС её за советскую не счел, и разогнал в 1971м, я едва закончить успел. И сейчас треть моего класса профессорствует в разных университетах Запада, причем не только по математике. Разностороннее развитие там точно давали и дают (почему и отбывают фмшата из рф - нас там учили и учат прежде всего думать). Так что элементы дворянского воспитания там, пожалуй, что и были. Но так как перед тем, как попасть во Вторую физмат, я отучился несколько лет в обычной советской школе, то и могу сравнивать - небо и земля. В обычной школе ничего подобного не было, и взяться ему там было неоткуда тоже - ни по составу учеников (в мое время Вторая физмат из года в год давала около трети-четверти от победителей всесоюзных олимпиад по математике, физике, и химии тоже), ни по калибру и качеству учителей. Не надо излишне обобщать опыт селективных спецшкол.
УдалитьА типичная советская школа воспитывала именно матричников, встававших при появлении учителя в классе.
И добавить: " "А что же они валят из страны сотнями тысяч вместо того, чтобы испытывать ответственность гражданина менять ее?". На том разговор и прекратился. Так что, Григорий, большой вопрос, кто создает "матрицу" - те, кто остался, или свалившие."
УдалитьА изменить ее (не-геноцидным образом, во всяком случае) невозможно. Если у тебя есть круг, не квадратурь его. То, что возможно - это "отщепиться". Что я и сделал, ситуацию свою осознав.
А что, 1971-й год - "позднесоветская эпоха"? Григорий, настройте свое восприятие на обобщения которые Вам излагают, а не на конкретные ностальгические ощущения. Я учился в обычной средней школе в таком захолустье, что и Google Map не сразу покажет. И хотя это нескромно, признаюсь, что победитель двух Всероссийских по математике и по физике и одной Всесоюзной олимпиады по математике. Так вот что я скажу Вам о выпускниках физмат- и прочих спецшкол. Что-то не бросается в глаза их труд на благо отечества. Флер исключительности - это да, глаза режет. Это проявляется в следующем. Когда вы (не Вы конкретно, Григорий) говорите о других, вы как бы черту между ними и собой проводите. Дистанцию обозначаете. Свалили? Ну что с вами сделать, воспитание в спецшколах видно такое, на самореализацию любой ценой, понимаешь. Я зла никому не желаю. Просто сказать вам всем особо нечего.
Удалить:)
"Что-то не бросается в глаза их труд на благо отечества."
Удалить- естественно, на благо ТАКОГО "атечества". Как написал ещё Зиновьев, испытаемые руководились (в числе прочих) принципом "пусть они катятся в". Вот был у нас во Второй физмат такой Миша Тёмкин - пример яркий, и именно яркостью своей необычный. И был он очень способным математиком, занял 1 е место на всесоюзной олимпиаде (1969). И полагались ему бесконкурсное поступление по специальности в любой вуз страны (в его случае, мехмат МГУ) и поездка на международную олимпиаду. И послал он письмо о выходе из комсомола. Ну тут и началось. И на международную олимпиаду его не пустили, и вступительные экзамены ему сдавать пришлось - причем его особо специально пытались завалить, да не вышел у них этот фокус - он слишком хорошо владел математикой. Ну и, естественно, его дальнейшая там жизнь пошла через пень-колоду. Столь же естественно, что он оттуда сделал ноги (в каком году, я не знаю). Вот такая вот Вторая физмат была школа.
И добавить: пример Михаила Тёмкина также интересен тем, что дает почву для раздумий: в какой мере он сам отщепился, а в какой его в отщепенство выпихнули? Но об этом спектре я писал выше.
Удалить"Когда вы (не Вы конкретно, Григорий) говорите о других, вы как бы черту между ними и собой проводите. Дистанцию обозначаете. "
УдалитьEстественно. Эти черта и дистанция - необходимое условие человеческого (в отличие от совоцкого и иных коллективистских) существования. Я же неоднократно говорил, что от этой матрицы я отщепенец. Вот Вы и заметили одну из чёрточек.
Григорий, про 2-ю школу я узнал в 90-тые, она по-прежнему была спецшколой с фозмат уклоном. Что же там было дополнительного до упомянутого Вами разгона 1971 года? И в чём причина и суть разгона?
УдалитьЧто там было до '71? Много интересного там было.
УдалитьВо-первых, нас учили думать. Смею надеяться, что не только учили, но и приучили.
Во-вторых, многие наши преподаватели были профессорами из МГУ, Физтеха и т.п. И учили нас соответственно далеко не только тому, чему учили в обычных советских школах.
В-третьих, среди преподавателей гуманитарного цикла были люди типа покойного Анатолия Якобсона (довольно известный правозащитник). И гуманитарный цикл, ими преподававшийся, был на необычной высоте.
В-четвертых, типичный классный тупица во Второй физмат, как правило, имел IQ около 140. Остальные имели его повыше, причем иногда гораздо выше.
В-пятых, около половины учеников Второй физмат хромали на пятый пункт.
Пунктов 1°, 3° и 5° было абсолютно достаточно, чтобы школа была признана "не нашей" - хватило бы и одного 1°. Добавьте к этому активную неприязнь со стороны прочих образовательных учреждений москвы, из которых Вторая физмат как пылесосом вытягивала их лучших учеников, и превращала их в нечто (для Второй физмат) довольно посредственное. Зато и: практически 100% поступление выпускников Второй физмат в серьёзные вузы, обычно с первой попытки.
Суть разгона состояла в попытке сделать школу "нашей". Попёрли директора-основателя и завучей, с крупными взысканиями по партийной линии. И издевались долго, да не вышел у них этот фокус. После разнообразных и неприятных пертурбаций, директор-основатель (90 лет ему уже) вернулся и опять директорствует. И как была школа селективной, так и теперь есть. И думать в ней опять учат.
про матрицы
ОтветитьУдалитьиз интервью с Чубайсом
"Скажем, пенсионная реформа — большое, мучительное дело. Она крайне необходима, но сама по себе к ускорению темпов роста она не приведет. В ней нет и не может быть мотивационного компонента. В ней есть задача обеспечить достойную жизнь тем, кто уже отдал стране свой трудовой потенциал."
Вот это - "ОТДАЛ СТРАНЕ свой трудовой потенциал."
я вот на коварном западе такие формулировки не слыхивал
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьИ вряд ли на коварном западе такое услышите, разве что о военнослужащих в США. Это ваше, матричное. И проистекает оно из самой идеи служилого государства (времен московского княжества ещё), которое в данном случае было заменено на "страну". Так ведь и матрица эта не в 1917 началась.
УдалитьНе упрощайте, GS GS.
УдалитьПро СТРАНУ, которой отдают трудовой потенциал не слышал, зато слышал про «guaranteed basic income for all». Кто же должен это обеспечить, интересно? И даже консервативная Швейцария голосует 77% против 23%. Но это пока. Или про немецкие 40% налогов при зарплате в 3kEUR.
Рубанёте про «девианты»? Тогда, получается, что вся Германия девиант.
Liberte, Egalité, Fraternite и социализм, батенька, придумали не в Рязани.
А я живу в США, где социализм не очень любят. И любят его здесь наши матричные девианты и отступники.
УдалитьВпрочем, мы отошли от тематики. Возвращаясь к ней, пока вы (коллективные "вы", ничего личного) в этой коллективистской матрице остаётесь, никакой "Мемориал" вам не поможет. А вот если из матрицы отщепитесь - то и помощь от "Мемориала" вам не понадобится.
УдалитьGS GS "А я живу в США, где социализм не очень любят."
ОтветитьУдалитьНу, положим в сегодняшних США половина страны любит социализм и хочет навязать его всей стране... А половина страны это очень, очень много. За САшу Оказию голосовало много людей, раз её выбрали в конгресс... Да и Берни САндерс вполне популярен. Да и кроме них полно любителей социализма в США. Так что Вы заблуждаетесь насчет того, что в США социализм не любят. :)
Так я же, кажется, охарактеризовал тех, кто его в США любит, как девиантов и отступников, не так ли?
УдалитьИх слишком много, чтобы называть их девиантами... И доля их постоянно увеличивается. И они побеждают на выборах... Пятьдесят лет тому назад невозможно было представить себе Оказию в Конгрессе, а сегодня прошу... а через пятьдесят лет возможно у них будет большинство и президент будет социалист, вроде любимца Америки Обамы. ТЕм более, что один раз его уже избрали.
УдалитьЯ не думаю, что урок, а что такое обама, так уж скоро забудется. Впрочем, временами я впадаю в оптимизм.
УдалитьЭто не оптимизм. Это непонимание того, что "левое" мировозрение и имперские амбиции составная часть западной культуры.
ОтветитьУдалитьВсе высокие культуры исчезли. Почему другая судьба должна быть у западной?
История других культур показывает, что деньги проигрывают государству. Эта 28летняя девочка заявляет «Это противостояние людей и больших денег. У них есть деньги, а у нас — люди».
Парламентская демократия, журнализм (рудименты 19 века, творения аптекарей, банкиров и лавочников) должны дойти до абсурда. Но в эстетике третьего сословия ещё сохранялось влияние аристократических и религиозных эпох. Они с ними боролись, но им и подражали. Дальше сплошной фейк-ньюз, каждый второй журналист в youtube и писатель в twitter. Пафосные обсуждения половых отношений, пищеварения и спорта. Кинематограф и фотография – вершина искусства. Вершина – потому что они верят в прогресс.
Так что конь должен быть в сенате. Таков закон жизни.
К России это имеет отношение, в том случае если она продолжит копировать. Чем и занималась до сих пор. А движение в собственном направлении – это необходимость прожить века феодолизма, религиозных войн, костров инквизиции, гильотин т.д. и т.д., включая свою философию, своих Эразмов и Ньютонов.
Вот такой выбор.
ОтветитьУдалить«Мемориал» это проявление гумманизма (явление западной культуры), это чтобы «как в Европе». Хочешь «как в Европе» - добро пожаловать в, как сказал Пастернак, «общелягушечью икру» только без налёта высокой культуры, нет – Цапки и Якунины.
Как если бы у вас был выбор. У отдельных людей индивидуальный выбор, вообще-то, есть - выбор отщепляться или не отщепляться. Но выбор отщепления нелегок, вероятность его мала, а с большими группами становится ещё меньше. Так что бог в помощь.
УдалитьИ добавить: не в "культуре" (понимаемой, как песни, пляски, и черепки от кувшинов), даже и высокой, там дело, а в социологии - включая правовое общество. Не костюм от Армани европейца делает. "Хочешь «как в Европе» " - отщепляйся от матрицы и становись европейцем.
Удалитьага, давайте обсудим свободу воли
Удалитьну так как - социализм плоть от плоти западная культура или нет?
УдалитьОн есть первоначально западное извращение, нашедшее у вас хорошую почву. И западниками вы с ним не станете. Не там суть.
Удалить"Анонимный16 ноября 2018 г., 08:32
Удалитьага, давайте обсудим свободу воли"
Пожалуйста. Свобода воли (отщепляться или нет) была в 70х у меня, и есть она у Вас сейчас, и раньше была. И выбор Ваш, какой бы вариант бы Вы там ни выбрали себе - доброволен. Как и ранее упомянутый мной математик Михаил Тёмкин тоже имел свободу воли, и осуществил её. Так что не пыжьтесь валить свою матрицу на тех, кто с ней расстался с плевком назад. Она ваша, а не наша.
Про обсуждение свободы воли – это была ирония.
УдалитьКакая возможна с Вами дискуссия, если Вы тут же объявите извращением всё, что вне вашего разумения (стремления западной культуры к империи, социализму, понимание свободы воли).
Лютер: «Воля человеческая находится где-то посередине, между Богом и сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь пожелает, если же владеет им сатана, он охотно пойдет туда, куда сатана пожелает. И нет у него никакой воли бежать к одному из этих ездоков или стремиться к ним, но сами ездоки борются за то, чтобы удержать его и завладеть им».
В истории западной культуры рядом с Эразмом всегда стоит Лютер.
Как Караваджо рядом с Карраччи. Как теория мультивселенной рядом с теорией большого взрыва. Как французский тип колонизации радом с англосаксонским (колонизации проводимые латинской и англосаксонской рассами, как описывал их Лебон). Франкфуртская школа философии это не извращение в ваших абстрактных фантазиях, а выстраданное в двух европейских бойнях направление мысли.
Нет другой западноевропейской культуры с одной сутью.
Суть "западнизма" Кальвин выразил гораздо лучше Лютера.
УдалитьАга, с его пониманием предопределения.
Удалить"Мы не себе принадлежим: потому ни разум наш, ни воля наша не должны преобладать в наших рассуждениях и поступках."
Спасение или осуждение не зависит ни от какого добра или зла, совершенного человеком при его жизни. Это определяется богом до его появления. К этому принцип прирожденного неравенства людей (две категории людей: те, что будут спасены, и те, которым вечное проклятие).
Примерно так, да?
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьДалеко не только так: в переводе с богословского на земной, в кальвинизме мы безусловно НЕ принадлежим властям, и, т.к. свою судьбу в вечности знать никому не дано, то следует искать намёки на нее в успехе деятельности на земле, и жить трудолюбиво, бережливо и прилично. Вторая часть этого лапидарного перевода есть "протестантская этика" по Веберу, а первая задаёт отношение человека и государства гораздо сильнее, чем лютеранизм. Почему кальвинизм и не знал избыточно сильных (и тем более, абсолютистских) монархий, а лютеранизм с такими легко уживался.
УдалитьСуть любой религии гораздо более информативно прослеживается в социологии соответствующих обществ, чем в ее доктринальной литературе.
"Анонимный 16 ноября 2018 г., 08:42
Удалитьну так как - социализм плоть от плоти западная культура или нет?"
Социализм как воплотившаяся зависть неудачников и их коллективистское подавление тех, кто способен на созидание, есть явление широкораспространённое, и в том числе искони российское (и не только российское, но там это было и есть выражено и ярче и дольше) явление. Социализм, как нечто теоретическое, есть западная разработка, которая отлично привилась в россии именно по причине этого глубинного соответствия.
Мемориал вообще-то просто кладбище... Разве кладбище может стать основой общественно-политического движения? Не вижу как это может быть... Потому и не вышло, что не могло... жизнь отдельно, а кладбище отдельно... Память не заменяет жизнь. Сделать из Мемориала политическое движение было неправильной целью. "НЕт сталинизму" хорошо как лозунг, но для понимания как устроить жизнь в России этот лозунг ничего не дает.
ОтветитьУдалитьДля общественно-политического движения требуются а) общество (т.е. гражданское общество), и б) политика, т.е. каким-то образом функционирующее политическое право. А если нет ни того ни другого, т.к. "матрица" их исключает, то и.
УдалитьИ общество в России есть и политика тоже есть, просто они другие, чем западные... А Вы все пытаетесь натянуть западные понятия на российскую реальность, а это не получается. И тогда Вы заявляете, что в России нет общества и нет политики... Это так же не верно, как и то, что Вы нашли способ оставить Россию и дверь захлопнуть, хотя Ваши посты здесь говорят о том, что Вы так и не смогли оставить Россию, хотя и декларируете это. :)
УдалитьХорошо, дайте им определения. Так что же такое, по-Вашему, в россии "общество" и "политика", если не симулякры?
УдалитьЗачем же мне самой колесо изобретать? Вот вполне приличное определение "Общество — это сформировавшаяся в ходе исторического развития человечества относительно устойчивая интегрированная система социальных структур, функций и связей, в которой реализуются формы объединения людей, сложившиеся в процессе их взаимодействия." Да и политика тоже имеет определение, мне нравится вот такое "
УдалитьПОЛИТИКА
процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и обогащают нормы собственного общежития."
Существует куча разных других определений... Но каждый выбирает сам, какие ему больше нравятся. Нет больше единственно верного учения для всех. :)
"ПОЛИТИКА процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и обогащают нормы собственного общежития."
УдалитьА если разрушают, уже не политика?
Это "мир" из матрицы, а не "общество". Общество в этом смысле есть общество гражданское. И политику тоже следует понимать как совокупность политических отношений, т.е. таких отношений, когда принимающие в них участие в каких-то существенных аспектах этих отношений настолько независимы друг от друга, что им приходится друг с другом считаться. Это определение я взял у Зиновьева. А когда матрица построена на основополагающем "я начальник - ты дерьмо, ты начальник - я дерьмо", то считаться с дерьмом не приходится.
УдалитьАнонимный "А если разрушают, уже не политика?" Разрушают это оценка, Ваша оценка происходящего... Кто оценит то же самое, как создание... Это спор о словах. НЕ интересно.
УдалитьGS GS "Это "мир" из матрицы, а не "общество" Это Ваше оценочное суждение. И не более того. Свобода ж слова. Имеете право. :)
УдалитьВоспользуемся определением Аристотеля "политика — это искусство управления полисом".
ОтветитьУдалитьПодставим вместо полиса халифат, а затем султанат и получим политику восточной (арабской) культуры. Подставим национальное государство получим Западную Европу.
Почему то, что реализуется на Старой площади не политика? Только потому, что Дума это имитация парламента в европейском смысле?
Значит понадобилась им эта имитация. И что-то мне подсказывает что и «Мемориал» в 88ом им был нужен, как и патриархат в 43ем.
Автор: „Уже тогда было понятно, что они сыграли огромную роль как в инспирировании общественного энтузиазма перестройки, так и в его последующем угасании“.
Полностью согласен. Вот только почему это не политика?
Так то "полисом". Подставьте вместо этого слова "стадо", и посмотрите, что получится. Находится ли пастух стада в политическом отношении к пасомому им крупному рогатому скоту? А начальник - допустим, какого-нибудь отдела - со своими подчинёнными?
Удалить